Итоги сезона. «Автомобилист»: амбиции пока ограничиваются регуляркой

17.06.2020 11:10

Итоги сезона. «Автомобилист»: амбиции пока ограничиваются регуляркой

Итоги сезона. «Локомотив»

Итоги сезона. «Сибирь»

Итоги сезона. «Спартак»

«Автомобилист» стал главной сенсацией сезона 2018/2019, причём дважды. Екатеринбуржцы удивили со знаком «плюс», более чем уверенно — с отрывом в 15 очков — выиграв Восточную конференцию. А затем, на фоне этого успеха и, вдобавок, такого же уверенного прохода первого раунда (4-0 с «Трактором»), удивлением уже со знаком «минус» стало поражение в пяти матчах «Салавату Юлаеву».

Планка сезону 2019/2020 была задана по итогам регулярного чемпионата: всё же пять неудачных игр — не показатель, в сравнении с 62-матчевым марафоном. Руководство «Автомобилиста» ощутимо вложилось в усиление команды: в первую, вторую и третью очередь — в атаке. Потерю третьего и пятого бомбардиров команды Стефана Да Коста и Франсиса Паре компенсировали приглашением Брукса Мэйсека, набиравшего почти очко за игру в АХЛ (26+34 в 64 матчах) и Питера Холланда, не сильного от него отстававшего (27+38 в 73). Несколько менее заметных, но всё же достаточно важных нападающих, проводящих в среднем по четверть с лишним часа на льду — Илью Крикунова и Дениса Казионова — были призваны заменить Джефф Плэтт с Евгением Мозером. И отдельной строкой шло возвращение в родной город Павла Дацюка. Несмотря на солидный возраст и вероятность проблем со здоровьем, высочайший класс Павла Валерьевича ни на секунду не ставился под сомнение, и его переход из СКА в «Автомобилист» хотя и был ожидаемым, всё равно стал одним из главных трансферных гвоздей межсезонья. Не очень существенным виделся переход Евгения Чесалина (5+5 в 35 матчах) в Новосибирск, однако, забегая вперёд, в марте именно его гол стал победным в пятом матче — и всей серии — «Сибири» против «Автомобилиста».

Изменения в оборонительной линии были косметическими: ведущих защитников уральцы не потеряли, а Максим Березин с Рафаэлем Батыршиным, при всём уважении, пришли также на второстепенные роли.

На предсезонных турнирах екатеринбуржцы выступили средне: шесть побед и пять поражений. Но августовские результаты мало кого волнуют и ни о чём глобальном не говорят. Гораздо важнее, что Мэйсеку с Холландом не потребовалось времени на адаптацию, и они с ходу влились в коллектив. При этом первый с шестью заброшенными шайбами разделил второе место в списке лучших снайперов межсезонья, а второй — с девятью набранными очками разделил пятую строчку среди лучших бомбардиров. Дацюк же — о чём было известно заранее — в летних матчах участия не принимал; пропустил он и старт регулярного чемпионата.

01_20191018_AVT_AVG_BAS_9.jpg

Старт этот «шофёры» провели «на ура» — выиграв восемь матчей из восьми. После чего четырежды кряду проиграли; и вторая серия отчасти совпала с возвращением в строй Дацюка. Сразу же возникла и стала дико популярной тема «Без Дацюка «Автомобилист» выиграл всё, а с Дацюком — всё проиграл», что не вполне соответствует действительности. В ней — в действительности — первое (2:4 дома от «Спартака») и четвёртое (с таким же счётом в Хельсинки) поражения прошли без Павла, а вот между ними (дважды 0:1 — от «Витязя» и снова от «Спартака») он на лёд выходил. Ну и сам Дацюк непосредственно приложил руку к завершению этой серии, поучаствовав в розыгрыше большинства, приведшего к переломной шайбе во встрече с «Локомотивом» (4:1).

Однако вскоре выяснилось, что победа над ярославцами не стала выходом из кризиса; собственно, кризис был ещё впереди, и до него оставалось два матча. В одном из них «Автомобилист» уступил московскому «Динамо» (1:4), во втором — отыгрался на «Тракторе» (3:0). И всё завертелось. С 10 по 29 октября екатеринбуржцы проиграли семь встреч подряд, набрав в них лишь одно очко за ничью в основное время в Санкт-Петербурге. Можно отметить, что календарь в этот период сложился очень непростым — наименее опасным соперником (строго говоря, на тот момент вообще не очень опасным) были магнитогорцы. Но, конечно же, никакой календарь не может служить достаточным оправданием семи поражений подряд для команды, претендующей — как было задекларировано — на финал конференции.

03_20191007_AVT_TRA_BAS_2.jpg

Теория о том, что присутствие на льду Дацюка отрицательно сказалось на партнёрах, ожидавших, что Павел «всё сделает сам» (читай: «снизивших требования к себе и игравших по этой причине кое-как») выглядит откровенно притянутой за уши. Теория эта, возможно, работает на первенстве водокачки, но не на высшем профессиональном уровне. Гораздо более простое объяснение заключается в том, что большинство слишком уж продолжительных серий — как удачных, так и неудачных — приходится на первые два месяца чемпионата. И отражают они не столько силу/слабость команды, сколько особенности предсезонной подготовки. Выбравшись из чёрной полосы, «шофёры» выдали новую семиматчевую серию — на протяжении которой они набирали очки (шесть побед и проигрыш в овертайме), а прервав её 26 ноября в упорной встрече с «Торпедо» (3:4), сразу же начали аналогичный десятиматчевый отрезок (семь побед, одно поражение в овертайме и два в серии бросков). То есть в целом — дела очень даже наладились. Единственный отрицательный фактор, сильно бросавшийся в глаза, касался снижения активности в середине встреч: хуже уральцев вторые периоды проводила лишь «Северсталь». Однако уверенных действий в первых и третьих периодах хватило, чтоб занять четвёртое место в конференции. Небольшой спад наметился в начале февраля, когда «Автомобилист» уступил в Новосибирске, а затем дома «Барысу» и «Йокериту», но завершили регулярку екатеринбуржцы ударно — взяв реванш дома у «Сибири», и выиграв в Балашихе и Казани у второй и первой команды Востока.

03_20200310_AVT_SIB_BAS_3.jpg

С той же «Сибирью» «Автомобилисту» пришлось играть в плей-офф. Необходимо отметить, что из четырёх встреч в регулярном чемпионате екатеринбуржцы выиграли только одну — последнюю, во многом определившую, кто в этой паре — уже практически сложившейся на то время — получит преимущество своего поля. Получили его уральцы; и в первых двух матчах, нанеся в створ ворот 85 (!) бросков — не забили ни одного гола. Сибирякам в этой ситуации для победы хватало одной шайбы (вторая в матче №1 влетела в уже пустые ворота на последней минуте). Серия переместилась в Новосибирск, и игра пошла веселее: в третьей встрече «шофёры» трижды уступали в счёте и трижды догоняли, в итоге уступив в овертайме, а в четвёртой, оказавшись на грани вылета, победили почти разгромно — 5:1. Пятый матч в Екатеринбурге походил на два первых: Харри Сятери отразил 36 бросков из 37, а голы Дмитрия Саюстова и перешедшего летом из «Автомобилиста» в «Сибирь» Евгения Чесалина выбили уральцев из плей-офф.

Андрей Мартемьянов после окончания игровой карьеры более десяти лет набирался опыта в роли ассистента, и впервые возглавил команду (формально — с приставкой «и.о.») в 2011 году, причём командой этой был «Автомобилист». Затем он отработал несколько сезонов в ВХЛ, и полноценно дебютировал в КХЛ с «Амуром» в 2016 году. Через год он вывел хабаровчан в плей-офф — впервые за шесть последних лет и второй раз в истории КХЛ — после чего вернулся в родной Екатеринбург. И сразу же стал автором главной сенсации регулярного чемпионата 2018/2019. За неожиданной победой в Восточной конференции последовало такое же неожиданное поражение во втором раунде плей-офф от «Салавата Юлаева» 1-4.

04_20200310_AVT_SIB_BAS_24.jpg

Ситуация отчасти повторилась и в нынешнем сезоне. И пусть регулярку «Автомобилист» прошёл не так уверенно, как год назад, в серии с «Сибирью» фаворитом всё же считался именно он. Статистически может показаться, что серию выиграл Сятери, в четырёх матчах из пяти отражавший сумасшедшее количество бросков, но по факту подавляющее большинство этих бросков не были опасными. Николай Заварухин — недавний ассистент Мартемьянова в «Автомобилисте» — добился от своих подопечных того, чтоб они не подпускали соперника на убойные бросковые позиции. А Андрей Алексеевич, в свою очередь, добиться от своих игроков эффективного противодействия не смог (за исключением четвёртого матча) — ни на тактическом уровне, ни на мотивационном.

Андрей Мартемьянов: «Готов приступить к работе хоть завтра»

Несмотря на очевидные успехи за два сезона в регулярном чемпионате, игра команды в плей-офф руководство «Автомобилиста» не устроила, и в начале апреля Андрей Мартемьянов был отправлен в отставку.

Семиматчевая октябрьская серия поражений отбросила «Автомобилист» на 19 место в общей турнирной таблице, и на последнее — на Востоке. 31 октября екатеринбуржцы встречались в гостях с «Барысом», идущим четвёртым в конференции, но также попавшем в небольшую яму, проиграв трижды кряду.

В каждом из трёх периодов гости реализовывали большинство, на некоторое время выходя вперёд — и каждый же раз хозяева отыгрывались в равных составах. В этом «качельном» ритме матч дошёл до овертайма, и через 40 секунд после его начала Найджел Доус, отыгравший семь лет за «Барыс», и являющийся одним из лучших хоккеистов в его истории, принёс «Автомобилисту» победу. Также эта встреча примечательна тем, что в ней открыл счёт своим голам за «шофёров» Дацюк.

В конце декабря турнирная ситуация была диаметрально противоположной: благодаря пяти победам подряд и девятиматчевой серии с набранными очками екатеринбуржцы поднялись на третье место Востока, а их соперник, «Амур», находился на предпоследнем. Но и хабаровчане пребывали в хорошей форме, выиграв три предыдущих матча и выкарабкавшись с самого дна турнирной таблицы; а «сухая» серия Евгения Аликина составляла 120 с небольшим минут.

Уже через 62 секунды после стартового вбрасывания Питер Холланд эту серию прервал, а в начале второго периода уральцы вели 3:0 и, казалось, полностью контролировали ход игры. Однако хозяева переломили ситуацию, сравняв счёт за четыре минуты до конца третьего периода, а в серии бросков и вовсе одержали победу.

Брукс Мэйсек

Как отмечалось выше, Брукс Мэйсек был призван, чтобы заменить Стефана Да Коста, и сделать это ему отлично удалось. Мэйсек стал лучшим снайпером команды, а по количеству набранных очков занял второе место вслед за Найджелом Доусом. Вообще связка Доус — Мэйсек стала четвёртой по эффективности в регулярном чемпионате: вместе они находились на льду при 56 заброшенных шайбах, и в 53 из них либо один, либо другой (либо оба сразу, чаще всего) участвовал в качестве автора гола или результативной передачи.

01_20200109_AVT_ADM_BAS_16.jpg

При этом Мэйсек выходил на площадку отнюдь не только с Доусом, но и ещё в дюжине различных сочетаний с Джеффом Плэттом, Вячеславом Литовченко, Дэном Секстоном, Степаном Хрипуновым, Андреем Обидиным, Анатолием Голышевым, Питером Холландом, Артёмом Гареевым и Павлом Дацюком.

Плей-офф Мэйсек откровенно провалил, но это относится практически ко всем нападающим «Автомобилиста» за исключением Дацюка и, возможно, Холланда.

Денис Бодров

Многие, вероятно, хотели бы увидеть в этом разделе Павла Дацюка — но нет. Возвращение Павла в строй и окончание первой победной серии «Автомобилиста» — почти наверняка совпадения, а не причина и следствие. Но даже если и предположить, что версия о снижении партнёров требовательности к себе верна — то это проблема самих партнёров, а никак не Дацюка. Пять заброшенных шайб и 22 очка в 43 матчах — результат для Павла, действительно скромный (но с учётом возраста и травм — весьма достойный). Однако наблюдать за ним на льду по-прежнему доставляет чрезвычайное удовольствие; и пока он продолжает играть так, даже и при вдвое меньшей результативности слово «разочарование» будет по отношении к Дацюку крайне несправедливым. Ну и про плей-офф уже было сказано чуть выше.

01_20200308_SIB_AVT_LUK_54.jpg

А вот кто разочаровал — так это Денис Бодров. Год назад он разделил с Дэном Секстоном титул самого полезного хоккеиста команды с показателем «+22». А в нынешнем сезоне, набрав «-11», единолично стал худшим в этой номинации. Регресс на 33 пункта слишком уж существенен, чтобы обойти его вниманием.

Найджел Доус — 51 (20+31) очко в 64 матчах, Брукс Мэйсек — 47 (24+23) очков в 66 матчах, Питер Холланд — 46 (19+27) очков в 65 матчах

Источник

Читайте также